Город Чкаловск ранее назывался сначала Василёвой Слободой, затем Василёво. Существовал в пределах Балахнинского уезда. Был переименован в честь лётчика-испытателя Валерия Чкалова, 1904 года рождения, уроженца Василёво.
История
Как Василева Слобода город возник в 12 столетии. Поселение назвали по имени основателя - князя суздальского, позднее поросского Василия Юрьевича. Василёва Слобода играла роль дополнительного опорного пункта для обороны Городца, который был отвоёван у черемисов его отцом - Юрием Долгоруким.
Василева Слобода появилась в тот период, когда Василий Юрьевич только стал воеводой Городца. Для его укрепления он построил крепость с целью усиления защиты от финно-угорских племён. Позднее, в 14-17 столетиях Василева Слобода была собственностью князей Шуйских. Царь Василий IV был её последним владельцем из этого рода. После свержения с трона родовой вотчиной завладела его жена Мария Петровна. После её смерти слободу отписали монастырю. К нему она относилась на протяжении 1610-1764 годов.
Затем слобода превратилась в казённое село после секуляризации монастырских земель. Среди его жителей было много ремесленников, в том числе гончаров. В середине 19 столетия работало 25 гончарных мастерских. Посуду в основном перевозили на больших лодках для последующей продажи в поселениях, расположенных в низовьях Волги.
В 19 столетии многие бурлаки на реке были выходцами из слободы. Во второй половине этого же века Волгу стали бороздить пароходы и баржи. Для их благополучного прохода по фарватеру в то время возникла потребность в углублении дна, поскольку река обмелела.
В 1883 году приступили к строительству мастерских, которые обслуживали дноуглубительный флот. По этой причине возникла потребность в рабочей силе. В то время в Василёво хлынули переселенцы из разных округов, которые нуждались в работе. Село стало быстро расти по числу проживавшего в нём населения и по занимаемой площади. Появились новые улицы с домами переселенцев.
После прихода Советской власти все суда, которые базировались в районе Василёво, национализировали. Позднее большинство речного транспорта переоборудовали для нужд Волжской военной флотилии. Впоследствии, в 1920-е годы на базе мастерских создали завод по ремонту и строительству судов.