Камышлов лежит на левобережье Пышмы, в устье реки Камышловки. От Екатеринбурга он удалён на 128 километров. В 1781-1923 годах был уездным городом Камышловского уезда.
История
Город был основан как острог в 1668 году. Перед этим событием Семён Будаков – приказчик Пыжминской слободы, по указанию верхотурского воеводы подыскал место для строительства фортификационного сооружения. Необходимость в устройстве острога была вызвана частыми набегами башкир и калмыков. В 1679 году было завершено строительство укреплённого поселения.
Впоследствии, когда Камышлов потерял своё военное значение, он стал развиваться как слобода. В 18 столетии большинство жителей занимались земледелием. Кроме того, часть крестьян были приписаны к Каменскому и Уктусскому железоделательным заводам.
В 1763 году Сибирский тракт пересёк слободу. Тогда она стала развиваться как центр по торговле хлебом в границах Зауралья. Отсюда шли грузы с мукой и зерном в разные точки Урала. На протяжении 18-19 веков действовали 3 ярмарки: зимой – Сретенская, летом – Тихоновская, осенью Покровская.
На местных ярмарках шла бойкая торговля товарами, которые привозили купцы из Кунгура, Тобольска, Оренбурга, Нижнего Новгорода. Для размещения товара, поставки которого постоянно увеличивались, построили торговые каменные ряды. Для хранения продукции были предусмотрены обширные склады и амбары.
Хотя товар был разнообразным, но главным из них было зерно. Его отправляли сначала в Ирбитскую слободу, далее по водному пути по Нице, затем по Туре, Тоболу. Так оно попадало в Тобольск. Также Камышлов обеспечивал царский двор соколами. Во время Пугачёвского восстания слобода не осталась в стороне. Несколько раз её захватывали бунтовщики.
В 1781 году после образования Камышловского уезда в Пермском наместничестве Камышлов получил статус уездного города. С того периода в нём стали развиваться различные кустарные промыслы. Славился город своими мастерами-ремесленниками, в частности столярами, гончарами, сапожниками, портными, кузницами.
Часть жителей занималась извозом по Ирбитскому, Сибирскому, Шадринскому трактам. Процветало коневодство. Работали кузницы, мельницы, а также винокуренный, салотопенный, кожевенный, кирпичный заводы. В конце 1885 года вошла в эксплуатацию Транссибирская железная дорога. В городе построили вокзал.
Женская гимназия стала работать с 1871 года, духовное училище – с 1888 года, городское училище – с 1899 года, мужская гимназия – с 1907 года. Были открыты 2 церковно-приходские школы. После упразднения Камышловского уезда в 1923 году город лишился статуса уездного и стал районным центром.