Курганский уезд
Курганский уезд сначала существовал в границах Российской империи в пределах Тобольской губернии, позднее в Тюменской и Челябинской губерниях на территории РСФСР. Со всех сторон был окружён административными единицами. На востоке и севере примыкал к Тобольской губернии, на западе – к Оренбургской. На юге граничил с Акмолинской областью, на северо-западе – с Пермской. Уездный центр располагался в городе Курган.
Население
Перепись 1897 года показала, что к тому времени в Курганском уезде проживало 260 095 человек.
История
Местность стала заселяться русскими переселенцами в 17-18 столетиях. В 1752 году была построена Тоболо-Ишимская оборонительная линия. Её укрепления заняли южную окраину будущего Курганского уезда. Она способствовала более быстрому обустройству русского населения на новых землях.
Для строительства укреплений необходимы были новые тракты и придорожные деревни. В них позднее создали почтовые станции на всём пути следования до пункта назначения. Строительными работами первоначально занимались ссыльные, которых в основном селили на территории будущего Курганского уезда. Их поселения обустраивались отдельно от уже существовавших деревень для того, чтобы они не контактировали с местным населением.
Перед тем, как в 1872 году сформировался Курганский уезд, русские в большинстве своём проживали в его северо-западной части. К крупнейшим слободам относились Иковская, Белозёрская, Марайская, Лебяжья, Салтосарайская, Утятская, Тебенякская, Чимеевская, Царёво Городище. Наиболее крупными сёлами были Карачтинское, Барабинское, Кривинское, Падеринское, Мостовское, Чернавское, Черёмуховское, Шмаковское, Шкодское, Низ Чернавское.
Согласно плану юг уезда должны были заселить в течение 1804-1806 годов. В 1822 году правительство издало указ о заселение крестьян на землях, прилегавших к оборонительной линии. Местность должна была быть пригодной для хлебопашества. В 1842 году выпустили свод законов, в которых для переселенцев устанавливались льготы и привилегии на новом месте.
На протяжении 1845-1849 годов число населения постепенно росло за счёт прибывших из центральной России. Переселенцы обустраивались не только на новых землях, но и селились уже в существовавших деревнях с разрешения местных жителей.
Экономический подъём на территории уезда отметился с начала строительства Транссибирской магистрали. Первый поезд в Курган прибыл осенью 1893 года. Он доставил материалы для продолжения строительства железнодорожной линии. Спустя год от станции Курган отправился в путь первый пассажирский поезд.
В 1900 годах в деревне Логовушка, которая находилась в Веденской волости, построили механический цех на территории крахмало-паточного завода. С того момента в Зауралье стало развиваться машиностроение. В 1904 году заработал чугунно-литейный завод. Сначала в нём выпускали маслобойки. Спустя год в нём изготовили гидротурбину – первую в Сибири. В ноябре 1923 года Курганский уезд упразднили.