Мамадышский уезд
Мамадышский уезд находился на северо-востоке Казанской губернии, которая существовала в период с 1781 по 1920 год. На юге он граничил с Чистопольским уездом, на востоке – с Елабужским. На западе к нему примыкал Казанский и Лаишевский, на юго-востоке – Мензинский. Его центр находился в городе Мамадыш.
История
Мамыдышский край одно время входил в состав Казанского уезда. В 1719 году он вошёл в состав Казанской провинции одноимённой губернии. В 1781 году был образован Мамадышский уезд, который стал частью Казанского наместничества. В 1796 году его преобразовали в одноимённую губернию. В 1920 году уезд упразднили, затем его земли, которым он владел, отнесли к Мамадышскому кантону Татарской автономной республики.
В 1904 году уезд разделялся на 3 стана. В первом находилось 7 волостей, во втором – 6, в третьем – также 6. Каждая из них имела свой центр. В 1897 году в уезде проживало 189 795 человек. Большинство составляли татары. В меньшинстве были русские, удмурты, марийцы.
Известные люди
В 1867 году в уезде родился Зимин Дмитрий Логгинович – эсер, учитель, депутат думы второго созыва как представитель от Симбирской губернии.
В 1836 году родился Тимофеев Василий Тимофеевич – миссионер, педагог, церковный деятель, заведующий крещёно-татарской школы, первый крещенский священник.
В 1878 году родился Сапожников Леонид Степанович – профессор, основатель омской и казанской школ ветеринарной хирургии, первый ректор Сибирского института ветеринарии и зоотехники.
Достопримечательности
О средневековом прошлом Мамыдышского края свидетельствуют артефакты, обнаруженные во время археологических исследований. Среди них были бусины, остатки украшений, керамические изделия с волнообразным узором, наконечники булгарских стрел.
Основная часть находок датируется 12-13 столетиями, когда край процветал. Булгары относились к воде и различным природным явлениям с трепетом и видели в них божественное начало. Между каждым поселением и кладбищем протекала река. Местные жители считали, что таким образом вода не позволяла душам усопших вернуться в селение. Река служила природной преградой между миром живых и мёртвых.