Буй был уездным городом в одноимённом уезде в составе Костромской губернии до её упразднения в 1929 году. Его название означало возвышенное открытое место или площадь перед храмом.
История
Буй как небольшое поселение основали в 1536 году по указу царя Ивана Грозного и его матери Елены Глинской, о чём было занесено в Никоновскую летопись. Вскоре в границах городка построили крепость для защиты восточных границ Русского царства. Спустя 20 лет Буй потерял своё первоначальное военное значение, поскольку Казань была взята русским войском и набеги черемисов, татар и мордвы на Буй прекратились.
В 1587 году в город был сослан Андрей Шуйский во время преследования его семьи Борисом Годуновым. В 1778 году статус Буя повысился, его преобразовали в уездный город. В период правления Павла I он стал заштатным. Хотя его лишили статуса административного центра уезда, привилегии жителям сохранили.
В годы правления императрицы Екатерины Второй в ходе реформ был составлен план застройки Буя. Согласно ему должны были реконструировать несколько улиц. Были образованы Успенская, Мещанская, Костромская. Их пересекали Круглая и Окологородная. До 1850 года на территории Буя находилось 257 деревянных домов и один каменный особняк.
К концу 1850-х годов численность жителей выросла до 2 000 человек. Многие мещане занимались ремесленным промыслом. Процветало несколько видов ремёсел. В частности кожевенное дело, гончарное, скобяное. А также шерстяное, малярное, маслобойное, скобяное, столярное. Всего насчитывалось 30 промыслов. Вели свою деятельность 119 ремесленников.
Часть жителей сплавляли лес по реке Кострома, некоторые выращивали зерновые культуры, другие занимались огородничеством. Поскольку изделия ремесленников были изготовлены кустарным способом, они не обладали высоким качеством. По этой причине вся производимая продукция продавалась только в городе и окрестностях. Считалось успехом, если кому-то из ремесленников удавалось продать свой товар в других городах.
В конце 19 столетия в Буе открылись первые предприятия. Александр Кудрявцев построил винокуренный завод. В нём работало 40 человек. В цехах каждый год выпускалось 600 000 литров водки. Один работник в день производил 50 литров алкогольного напитка. Зарплату рабочие получали «натурой», в частности вёдрами водки. Для её производства использовали мягкую воду, поэтому продукция была высокого качества. Она пользовалась высоким спросом даже у жителей столицы.
В лесной отрасли успешно работали предприятия Сипягиных, Пухова, Яковлева. Процветал завод «Хвоя». Его владельцами были Перелешин и Жадовский. В начале 20 столетия экономическая ситуация в город изменилась в лучшую сторону. Через него первоначально прошла железнодорожная ветка направлением из Петербурга и Вологды в город Вятка и затем в Сибирь. Почти в тот же период с южной стороны в Буй проложили железнодорожный путь от Ярославля.
В конце лета 1905 года на баржах по реке прибыли паровозы. В сентябре того же года завершили строительство станции Буй. Первым её начальникам был инженер Сергей Плотников, который прибыл из Ярославля. Паровозное депо открыли в начале октября 1905 года. Первый поезд от станции Буй отправился в путь 26 ноября 1906 года. С того периода она стала узловой станцией.
Когда открылось прямое сообщение от Буя в Москву и Санкт-Петербург, экономика города поднялась на более высокий уровень. Почти вдвое выросла численность местных жителей. К 1917 году она составила 7 000 человек. Стала успешно развиваться промышленность. Основной отраслью была лесная.
В 1915 году бывший винокуренный завод перестроили в химический. Процветала строительная отрасль. Вдоль железной дороги появились жилые дома и общественные здания. В центральной части построили гимназию, больницу, особняк Дворянского собрания, Торговые ряды. После упразднения в 1929 году Костромской губернии город вошёл в состав Промышленной Ивановской области.