Тюкалинск лежит на востоке Ишимской равнины в 134 километрах от Омска. В 1876-1925 годах он был уездным городом Тюкалинского уезда. По одной из версий название произошло от фамилии первого поселенца Ивана Тюкалова, по второй – от речки Тюкалки, по третьей – от угорского слова «тюк», которое означало «запакованный для транспортировки груз».
История
Поселение было основано как Тюкалинский почтовый полустанок в 1759 году. Его основателем считался дорожный инженер поручик Бутенев. В процессе разметки на местности он определил наиболее удобное место для будущего поселения и спроектировал его.
В 1763 году полустанок превратился в слободу. Спустя 7 лет в нём насчитывалось 77 дворов, в которых жили переселенцы из центральных губерний и ссыльные на поселение осужденные.
Когда в 1823 году сформировался Тюкалинский округ, слобода преобразилась в город Тюкалинск. Через 10 лет его перевели за пределы штата в составе Омского округа. В 1838 году ему вновь вернули прежний статус. В 1876 году он стал уездным центром Тюкалинского уезда в границах Тобольской губернии.
К середине 19 столетия были открыты кузницы, мельницы, мыловаренные, кожевенные, салотопенные заводы. Работали производства по изготовлению карет, экипажей, колесниц, а также мастерские по их ремонту. В 1856 году в городе находилось 2 храма, стояло 242 жилых дома, работало 20 мануфактурных и продуктовых лавок.
Благодаря выгодному расположению на пересечении тракта Москва – Сибирь и путей из Тары в Среднюю Азию Тюкалинск быстро превратился в процветающий торговый центр.
Каждый год открывались сезонные ярмарки: Михайловская, Сергиевская, Тихвинская, Алексеевская. Разнообразного товара было в изобилии. Самыми ходовыми из считались мясо, хлеб, кожа, лошади, пушнина, крупный рогатый скот.
В конце 19 столетия в Тюкалинске находились аптека, банк, больница, военный лазарет, почта, телеграф, школа, городское и приходское училища. Вели профессиональную деятельность ветеринар, 2 врача.
Были открыты постоялые дворы для транзитных пассажиров. Предоставляли свои услуги 10 извозчиков. Гостиниц не было. Ни одна из улиц не была вымощена булыжником, по этой причине в дождливую погоду по грунтовым дорогам было трудно проехать.
В начале 20-го столетия работало 27 заводов и фабрик, среди которых доминировали маслодельные производства. Самая крупная маслодельня, работающая на конной тяге, принадлежала купцу Носкову. С 1903 года его продукция начала поставляться в Англию, Германию, Швецию. Для учёта и своевременной доставки за рубеж в городе была открыта контора.
После запуска Транссибирской железнодорожной магистрали он потерял своё прежнее значение как торговый и транспортный центр, поскольку новая линия прошла мимо Тюкалинска.