Екатеринослав был центром Екатеринославского уезда. Он был назван в честь святой Екатерины по предложению князя Потёмкина.
История
Первые упоминания о Екатеринославле датируются 1776 годом. Первоначально он находился на левом берегу Днепра. Позднее его перенесли на правый берег реки. В древние времена здесь находилось несколько охотничьих угодий. В 9 столетии византийские монахи основали монастырь. В Екатеринославле в 10 веке останавливались княгиня Ольга, позднее – князь Владимир.
В 16-17 столетиях территория Екатеринослава была подконтрольна Войску Запорожскому Низовому. В 1635 году была построена крепость Кодак. В казацкие времена, примерно в 1500 году, на месте поселения находился торговый городок Самар, позднее слобода и Богородицкие хутора. В 1740-е годы возникла Лоцманская Каменка. В период с 1743 по 1795 годы существовала слобода Половица, затем она стала частью города.
После упразднения Новой Сечи на её землях был основан новый город Екатеринославл. На этом месте он находился в период с 1776 по 1783 года. Затем из-за расположения на болотистой местности и частых наводнений его перенесли на высокий берег Днепра, недалеко от устья Самары. Стараниями князя Потёмкина поселение быстро развивалось. В нём построили суконную и шёлковую фабрики. Открыли университет и консерваторию.
В конце 18 столетия в городе находилось 11 особняков из камня и 185 деревянных домов. В нём проживало около 6 000 человек. В 1808 году работали суконная фабрика, 1 мыльный, 8 свечных, 8 сальных, 9 кирпичных заводов. Действовала пивоварня. В 1856 году открыли табачную фабрику, на ней выпускали сигареты и турецкий табак. В 19 столетии число жителей продолжало увеличиваться. В 1853 году в городе проживало более 13 000 человек.
После введения моста через Днепр в эксплуатацию в городе построили вокзал. Вскоре появилось локомотивное депо – крупнейшее на юге России. В конце 19 столетия на левом берегу реки в западной части города появилось несколько металлургических заводов, вагоноремонтные мастерские, стрелочное предприятие. К 1897 году население города резко выросло за счёт переселенцев. К тому времени в нём проживало 121 000 человек. Большинство составляли русские, евреи, украинцы. В тот же период вошёл в эксплуатацию электрический трамвай. Открылось много культурных, образовательных и общественных заведений.